«Обучение, которое помогает людям стать кем-то большим…»

Чтобы ответить на вопросы, вынесенные в анонс, группа компаний «Институт Тренинга – АРБ Про» пригласила в Россию Мартина Томпсона, основателя компании MTa Learning (Великобритания), специалиста, который практикует и развивает Experiential Learning более 35 лет.

образование

Experiential Learning основано на естественной способности человека познавать через осмысление опыта. Мы все испытывали это на себе. Вспомните, как человек учится ходить и говорить. В основе подхода глубокое понимание того, как человек обучается, а не формальные методы «обучения-преподавания».

Согласно MTa Learning, Experiential Learning можно определить, как развитие способности осмысления, развитие навыков, умений и внутренних установок путем анализа полученного опыта (проделанной активности) и рефлексии. В данном случае, «активность» подразумевает все: от выполнения простого задания до сложных (комплексных) групповых взаимодействий, с множеством параметров умственной деятельности и поведения».

Важно учитывать два момента:

1. «Experiential Learning – активный процесс, подразумевающий вовлечение.

2. При таком обучении основой служит получаемый опыт, а продвижению познания способствует тщательный анализ и рефлексия этого опыта.

Обучение через опыт приводит к изменениям в мышлении и/или поведении. Человек начинает не просто понимать, но глубоко осознавать:

  • Какие изменения возможны или нужны?
  • Как можно осуществить эти изменения?
  • Какие выгоды и последствия могут обеспечить эти изменения?

В дальнейшем новое понимание, знание, навыки, умения и внутренние установки человека должны быть апробированы, протестированы и отточены в учебных ситуациях или в жизни, и стать для него ценными «уроками».

Основной принцип Experiential Learning заключатся в том, чтобы поощрять, подталкивать людей к тому, чтобы они осмысляли, узнавали и доходили до понимания самостоятельно. Тогда результат обучения становится для них действительно актуальным, и формируется внутренняя мотивация для оптимального использования полученного знания. Такой подход подразумевает убеждение, что не существует «правильных способов мышления», «установленных правил», «идеального алгоритма действия», которые каждый должен усвоить и применять.

Чтобы лучше разобраться в подходе Experiential Learning, Евгений Доценко, руководитель направления HR-консалтинг ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», задал Мартину Томпсону несколько вопросов.

Евгений Доценко: Мартин, когда вы пришли к пониманию, что Experiential Learning чего-то стоит?

Мартин Томпсон: Этого я не помню. Помню, когда я первый раз провел сессию с применением подхода Experiential Learning. Это было после завершения обучения в университете, когда я пришел на стажировку в компанию Cadbury. Моей задачей было провести занятия с бригадирами по основам финансового учета. Мне было позволено делать все, что я хотел. Я предпочел сделать следующее: в качестве места обучения я выбрал паковочный цех; мы с группой бригадиров начали считать все затраты, связанные с этим цехом, все что было на «входе» и на «выходе (постоянные и переменные затраты). Я не читал лекций по калькуляции, не рекомендовал им учебников. Просто мы начали изучать, что такое финансовый учет с совершенно конкретной калькуляции затрат, связанной с цехом, где мы находились.

Я, конечно, тогда не понимал, что я использовал методику Experiential Learning. Это пришло изнутри. Меня этому не учили ни в школе, ни в университете, я не проходил специальных курсов и тренингов, до этого подхода я дошел сам, естественным образом.

Е.Д.: Это ваш первый опыт Experiential Learning. Как вы поняли, что это подход, который надо использовать, развивать?

М.Т.: Потому что этот подход сработал!

Е.Д.: Что вам нравится в этом подходе больше всего?

М.Т.: Нравится то, что подход действительно увлекает людей. Он помогает им стать кем-то большим, чем они есть. А происходит это потому, что участники обучения узнают нечто для себя важное и актуальное; это новое знание они могут связывать с ситуациями своей жизни. Именно поэтому такое обучение обретает для них особую ценность.

образование

Е.Д.: Как вы оцениваете эффективность метода, сработал он или нет?

М.Т.: По обратной связи, которую я получаю спустя время, когда встречаюсь с кем-то из участников через 12 месяцев или через пять лет. Они рассказывают о произошедших изменениях, и говорят, что обучение дало им что-то ценное. Можно судить об эффективности обучения в краткосрочной перспективе. Например, если вспомнить, какие изменения произошли во время этого семинара (речь о внутреннем обучении ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»). Эффект очевиден.

Интересно отслеживать изменения после обучения в одной организации на протяжении нескольких лет. У меня есть такие примеры. Лучше всего узнавать о результатах в неформальной беседе, люди сами рассказывают, что у них изменилось, как прошедшая сессия /семинар что-то поменял в их понимании, в жизни. Самое волнительное, когда люди начинают верить в этот подход в личном плане, когда обучение помогает им достичь положительных изменений в их частной жизни.

Очень показательный момент, когда кто-то из участников моих семинаров получает руководящие должности и выражает желание провести обучение, основанное на методе Experiential Learning.

Е.Д.: Experiential Learning очень популярно, модно и людям кажется, что работать по этому методу очень просто. Но каковы критические факторы этого метода? Самое основное, буквально два, три слова.

М.Т.: Я не знаю)) Говоря серьезно, чтобы люди поняли, что такое обучение через опыт, нужно, чтобы они этот опыт на себе испытали. В этом заключается одна серьезная проблема. Как бы подробно, продумано и четко мы ни пытались описать этот подход на лекции, в статье или книге, люди все равно не поймут по описанию всю его действенность и глубину.

Если вдуматься, как человек учится ходить, говорить, взаимодействовать с родителями, то мы поймем, что это и есть Experiential Learning. Когда-то такое обучение было неотъемлемой частью образования, нам надо только вернуть его назад.

Е.Д.: Вы развиваете метод Experiential Learning 35 лет. Как вам кажется, растет ли интерес?

М.Т.: Да, интерес растет, но по-разному в разных странах. Есть одна серьезная вещь. У Experiential Learning сложилась плохая репутация. Некоторые эксперты свели этот подход к «игре ради игры». Так называют все что угодно, даже пейнтбол. Важно понимать, что когда играют ради развлечения, игра не может стать платформой для обучения. Этот опыт не преобразуется в полезное и актуальное знание для человека.

Е.Д.: За счет чего сложилась плохая репутация. За счет чего не происходит обучение?

М.Т.: Фасилитаторы часто основное внимание уделяют разработке очень сложных и длинных «активностей», которые занимают час или даже два часа. Для меня же самое главное – обеспечить эффект обучения. Я убежден, что даже десятиминутное упражнение может давать пищу для двухчасового глубокого обсуждения, разбора. В жизни часто бывает наоборот. Сама активность длится час, два, пять часов. После нее следует десятиминутный разбор (дебрифинг), причем этот дебрифинг сводится к тому, что фасилитатор сам сообщает слушателям, чему они должны были в процессе активности научиться. Это не может быть обучением через опыт. Если бы делали все по-настоящему, не было бы плохой репутации.

Е.Д.: Что бы вы рекомендовали тем, кто заинтересовался этим подходом? С чем ознакомиться, что почитать?

М.Т.: Проделать несколько активностей с хорошим фасилитатором, получить опыт эмпирического обучения.

Е.Д.: Вы первый раз в России, и первый раз столкнулись с русскими людьми?

М.Т.: Не совсем. Мне доводилось работать с русскими, но не в России. Русские почти не отличаются от других людей, если говорить в широком смысле и вынести за скобки кросс-культурные особенности и внешние отличия. Процесс обучения на наших семинарах разворачивается одинаково, где бы они ни проходили – будь-то Бомбей, Чикаго или другое место… Здесь в России у людей есть особенности, их нужно учитывать. Все поверхностные отличия растворяются довольно быстро. Глубоко внутри люди – это люди. И принципы процесса познания для всех одинаковы.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Плетенев
Консультант, Томск

На двух страницах изложена простая мысль: ''Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.'' (c) Конфуций

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.