Кто и зачем сегодня в России получает МВА-степень

Последние годы стали для российского рынка особо насыщенными. Изменения затронули практически все сферы и потребовало особо активного участия руководителей и предпринимателей. Какие трансформации претерпела их образовательная стратегия? Чему сегодня важно учить российскую бизнес-элиту? Об этом в интервью Executive.ru рассказал академический руководитель программы МВА, профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Владимир Копцев (на фото в анонсе).

Как изменилась программа MBA за последние годы

Executive.ru: Владимир Сергеевич, оцените, пожалуйста, интерес российских руководителей к обучению в рамках программ МВА. Как он коррелируется с изменениями российского рынка и геополитическими событиями? 

Владимир Копцев: С одной стороны, прямой корреляции с геополитическими или другими значимыми событиями мы не наблюдаем. Интерес к нашей МВА-программе со стороны руководителей и предпринимателей стабильно высок, ведь она дает актуальные знания и навыки, которые ускоряют развитие карьеры и бизнеса, помогают возможности ответить на все вызовы роста.

Скажу больше, на наш взгляд, спрос на МВА у российских специалистов в последнее время даже вырос. Он вызван качественными изменениями в образе мышления руководителей – в нынешних реалиях им требуется системное бизнес-образование.

Другое дело, что мировые события и скоростное развитие технологий мотивируют нас постоянно вносить изменения в образовательную программу. Например, уделять все больше внимания различным аспекта предпринимательства, внедрению цифровых технологий в бизнес, новым международным цепочкам поставок.

Executive.ru: Как конкретно ВШЭ скорректировала МВА-программу с учетом событий последних лет?

В.К.: Из-за изменений международной ситуации многие предприниматели столкнулись с необходимостью переориентации своих цепочек поставок. Торговые и финансовые операции требуют оперативной адаптации к существующей инфраструктуре и новым реалиям бизнеса. Поэтому мы смещаем акценты и в обучении, например, более детально проговариваем сценарии действий в условиях неопределенности. 

Второй важный триггер, который мы отслеживаем, связан с изменением технологического ландшафта. Технологическая база сегодня является основой любого бизнеса – запуск новых продуктов и направлений невозможен без технологий. Идет активное развитие нейросетей, более того, звучат прогнозы, что нейросети могут заменить часть специалистов, которые участвуют в запуске и развитии бизнесов. Это тоже важно держать в фокусе. 

Оба тренда тесно связаны. При изменениях международных цепочек поставок, доступа к международным финансовым рынкам, возникают в том числе вопросы новой и финансовой инфраструктуры и, например, современных инструментов финансирования бизнеса. В эти сферы проникают блокчейн, криптовалюты, децентрализованные финансы и другие инструменты. Мир активно изучает и внедряет эти и другие технологии, и мы не можем игнорировать эти тенденции

Executive.ru: Российский бизнес переориентируется на Восток. Как вы интегрируете международный опыт и базу знаний?

В.К.: Да, многие бизнесмены начинают строить бизнес в Азии, и мы отвечаем и на эту историю. 

У нас есть модули, посвященные ведению дел в Азии, в частности с Китаем. Эти знания способствуют повышению бизнес-компетенций на разных уровнях – начиная от культурных и ментальных особенностей и заканчивая конкретными ситуациями, например, ведением переговоров и построением логистических цепочек.

Выездной модуль позволяет максимально погрузиться в среду и бизнес-контекст. Мы проводим его совместно с CEIBS (China Europe International Business School в Шанхае), делая особый акцент на технологиях и новых бизнес-моделях. В рамках проекта проводим пять дней на кампусе школы в Шанхае с выездами в местные компании, что позволяет подкрепить теорию практикой.

С другой стороны, в последнее время все больше вопросов о развитии российских брендов, направленных на широкий потребительский рынок. Как создать классный продукт и бренд? Как собрать команду? Как успешно запуститься и масштабироваться? Это тоже новый востребованный фокус бизнес-образования и нашей МВА-программы.

Западное vs российское бизнес-образование

Executive.ru: Стоит ли перед абитуриентами сейчас выбор – получать МВА за границей, например, на Западе, или же в России? 

В.К.: Раньше многим в России казалось, что западный МВА – особая история с точки зрения и контента, и преподавателей. Сегодня качественный подход и базу знаний можно организовать и в российской бизнес-школе. Поэтому о конкуренции между российскими и зарубежными говорить уже не приходится.

Более того, уровень опыта и знаний нашей программы позволяет успешно конкурировать с любой западной топовой бизнес-школой. Российское бизнес-образование к тому же усилено тем, что базируется на российских кейсах и проблемах. Это дорогого стоит, особенно учитывая, что вы обсуждаете эти проблемы с преподавателями, которые отлично знают предмет и готовы помочь вам разрешить все возникающие и потенциальные сложности.

Возможность получить отличное бизнес-образование, адаптированное под наш бизнес-ландшафт и тут же успешно применить его к российской действительности – такого на Западе не предложат.

Особенности программы MBA в ВШБ НИУ ВШЭ

Executive.ru: Почему слушатели выбирают именно МВА-программу ВШЭ?

В.К.: Большой процент наших новых слушателей приходят к нам по сарафанному радио. Мы часто встречаем такие рекомендации на вступительных собеседованиях. Мы оцениваем этот эффект достаточно высоко и считаем, что это в том числе результат того, что мы постоянно «подкручиваем» программу и стараемся сделать ее максимально отвечающей требованиям существующего рынка.

Executive.ru: Обозначьте, пожалуйста, общий портрет слушателя МВА ВШЭ. Как он меняется?

В.К.: Здесь слушателей можно разделить на две группы – профессиональные управленцы и предприниматели, хотя сейчас эти понятия смешиваются и многие компании растут за счет внутренних предпринимательских инициатив. 

Это люди заинтересованы в реализации своих амбиций, потенциала и дальнейшем росте. В этом смысле сам по себе диплом не является самоцелью. Важны перспективны, которые он открывает – выйти самому и вывести на новый уровень карьеру и бизнес.

При этом предпринимателей все больше. Они больше не стараются делать все сами и учиться на своих ошибках, а понимают важность обучения – качественной отстройки процессов, подбора команды, правил успешной конкуренции. Поэтому мы чутко реагируем на эти запросы. 

Executive.ru: Какие еще мотивы для обучения на МВА-программе в мотивационных письмах указывают будущие слушатели?

В.К.: Одной из причин часто называют систематизацию знаний в менеджменте. Людям также важно присоединиться к комьюнити, найти единомышленников и расширить профессиональные связи. 

В последнее время все чаще встречаем идею запуска собственного бизнеса.

Executive.ru: Как вашим слушателям удается совмещать работу и интенсивный образовательный процесс?

В.К.: У нас выстроена модульная система обучения, предполагающая четыре дня очного обучения в месяц. Как правило, мы задействуем два выходных и два рабочих дня. Остальную учебную нагрузку слушатель распределяет самостоятельно в соответствии со своей занятостью и другими факторами. Такая система является достаточно комфортной для студентов. 

Executive.ru: Как сделать эти четыре дня максимально эффективными?

В.К.: Для нас важно регулярно присутствие слушателей, ведь именно на офлайн-занятиях вершится магия образовательного опыта – преподаватель с группой исследует проблему и приходит к ее решению. Поэтому важна вовлеченность и заинтересованность каждого. 

Впрочем, нашим слушателям уговоры не требуются. Это в высшей степени сознательные и ответственные профессионалы, которые понимают зачем и куда они пришли и что без полной самоотдачи выйти на новый уровень будет сложно.

Executive.ru: Нетворкинг имеет огромное значение в современной бизнес-среде. Как выстроено взаимодействие сообщества внутри программы МВА?

В.К.: Мы нередко сталкиваемся с тем, что нашим слушателями на старте программы сложно устанавливать контакты. Чтобы облегчить этот процесс, используем проактивный нетворкинг, то есть используем форматы обучения, в которых слушателям нужно взаимодействовать между собой. Например, командные презентации и переговоры.

Также проводим открытые и закрытые мероприятия, в рамках которых слушатели общаются между группами. Это позволяет расширять круг единомышленников, в том числе по интересам. 

Executive.ru: Запросы каждого слушателя уникальные, у каждого своя «боль». Как ВШЭ персонализирует обучение?

В.К.: Мы применяем предпринимательский подход: еще «на берегу»: подробно выясняем, что привело к нам конкретного человека, чтобы понять как мы в рамках программы можем ему помочь. 

Собранные мотивы систематизируем, составляем общий портрет каждой группы и ее запросы. Ответы на самые больные вопросы наши преподаватели предлагают на своих занятиях. Кроме того, они знают, что интересует слушателей помимо основной программы и в рамках своей дисциплины всегда предоставляют дополнительные консультации. 

Также помогает и работа с проектами, как с основными, так и с промежуточными. Здесь владельцы бизнеса могут разобрать все интересующие вопросы на примере собственного дела и тут же применить полученные знания на практике.

Так и создается наша знаменитая синергия классный образовательный опыт – через дисциплины, преподавателей, обсуждение со слушателями.

Executive.ru: Обязательно ли преподаватель должен быть практиком? Какие компетенции и навыки обязательны?

В.К.: Наша школа бизнеса – это часть ведущего научно-исследовательского университета и мы выступаем за здоровый микс преподавателей, как с выдающимися академическими достижениями, так и с сильным практическим опытом. Специфика программы МВА в том, чтобы уже достаточно сильным и зрелым слушателям выйти на следующий уровень принятия решений на основе реальных бизнес ситуаций и здесь опыт профессоров с практическим опытом работы в сильнейших брендах на рынке, является большим преимуществом, но он удачно дополняется умением размышлять, анализировать, применять логику, анализировать данные, все то, что с большим успехом дают выдающиеся профессора академического трека. 

Executive.ru: Есть ли любимые предметы у студентов?

В.К.: Не скажу, что есть один предмет, который притягивает всех. Но есть набор дисциплин, который традиционно вызывают интерес. Это база, связанная с маркетинговой стратегий, лидерством, принятием решений, инвестициями и управлением командами. Также нашим слушателям интересны дисциплины, в которых нужно активно коммуницировать или что-то презентовать.

Executive.ru: Дает ли степень MBA преимущества при поиске работы или конкурсе на вакансию?

В.К.: Тут с уверенностью можно сказать – да, диплом MBA от ВШБ обеспечивает карьерные преимущества. Мы говорим это не интуитивно, а опираясь на опросы выпускников, которые проводим регулярно.


Набор на программу MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ продолжается. Старт обучения: 14 марта (чт-вс) и 17 апреля (ср-сб) 2024 года.

Обучение проходит в современном кампусе бизнес-школы на Шаболовке.

Подробнее о программе MBA – на сайте mba.hse.ru/mba.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: рынок видеоигр будет расти на 5% ежегодно до 2030 года

Ожидается, что в 2024 году рост составит 6,1%, а объем рынка — 187 млрд руб.

Большинство студентов считают, что ИИ поможет улучшить их успеваемость

Студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи передадут ИИ.

Каждый второй россиянин готов обучаться IT-навыкам для работы

Почти половина опрошенных уверены, что все необходимые навыки и знания в IT они смогут получить за 6-12 месяцев.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Участвовать могут студенты технических направлений из российских и зарубежных университетов.

Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.