Бизнес-школа Гарварда: не только учеба

Роман Нагаев, Harvard Business School, MBA'97:
Звонок с просьбой написать о своих впечатлениях от Гарварда застал меня во время встречи выпускников моего класса по случаю пятилетия окончания бизнес-школы. Я, конечно же, согласился, поскольку мне и самому интересно записать свои впечатления, пока я еще что-то помню.

Как я принял решение поступать?

Впервые я задумался о поступлении в бизнес-школу, учась на втором курсе Московского финансового института (теперь - Академии), в 1988 году. В то время в Советском Союзе только-только приоткрылся «железный занавес», хотя для поездок заграницу все еще требовалось «разрешение на выезд» из ОВиРа. Я тогда проводил много времени в Библиотеке иностранной литературы, писал курсовую работу по политэкономии капитализма. Во время работы над курсовой случайно наткнулся на объявление об информативной лекции какой-то американской ассоциации на тему обучения в вузах США. Прослушав эту лекцию, я загорелся идеей поехать учиться в Америку.

На тот момент я ни разу в жизни не был зарубежом, а хорошая зарплата выпускника московского вуза в переводе на валюту не превышала пятидесяти долларов в месяц. Поэтому желание поехать учиться за границу было продиктовано не только академическим интересом, но и чисто экономическими соображениями.

Тогда еще не было открытого доступа в Интернет, и информацию о поступлении в бизнес-школы можно было получить только из книг - американских справочников, которые все та же ассоциация разместила в специально отведенном уголке библиотеки. Начитавшись этих справочников, я понял, что для поступления в бизнес-школу требуется как минимум двухлетний опыт работы, так что мне пришлось отложить на некоторое время попытку поступления.

Как раз в то время в СССР начало развиваться частное предпринимательство - были приняты законы о кооперативах и о малых предприятиях. Я подумал, что многим было бы интересно узнать о том, как поехать учиться в Америку. Тогда я, зарегистрировав малое предприятие, перевел на русский язык и обобщил то, о чем прочитал в библиотеке. Дав рекламное объявление в газету, я стал продавать пособия «Как поехать учиться в США» по почте. Большого бизнеса не получилось, но для студенческой стипендии это дало ощутимую прибавку. Еще было приятно получить несколько благодарственных писем от покупателей. К тому же это предприятие заставило меня досконально изучить порядок поступления в американские вузы.

Карьера до школы и поступление

Снова я вернулся к вопросу поступления в бизнес-школу лишь через четыре года. После окончания Финансовой академии встал вопрос – заниматься бизнесом в России или стремиться сделать карьеру в западных компаниях. На тот момент я выбрал второе. Мне посчастливилось поступить на работу в международную консультационную фирму McKinsey. Как это произошло – отдельная история, но после года работы там поступление в бизнес-школу было вполне естественным продолжением карьеры. Среди моих коллег в McKinsey было много выпускников лучших бизнес-школ, и я с ними советовался, когда готовил свои документы осенью 1993-го. Они же написали мне рекомендации и помогли в выборе школы. По-моему, написано много книг и пособий о том, как поступать, писать сочинения-эссе, готовиться к тестам. Поэтому не буду это подробно описывать, скажу лишь, что потратил довольно много времени и на подготовку к тестам (занимался по пособию Barron’s), и на написание эссе (от первой до окончательной версии прошло месяца три).

В начале 1994-го я получил первое извещение – о поступлении в Wharton. Это было очень знаменательное событие – ведь я давно мечтал попасть в бизнес-школу. Гарвард и Стэнфорд приняли меня через месяц, но на обучение лишь с осени 1995-го. Там посчитали, что мне будет полезен еще год профессионального опыта – на тот момент я проработал в McKinsey только полтора года. Финансирование обучения в бизнес-школе мне обеспечила все та же компания McKinsey в виде кредита, который я не должен был погашать в случае возвращения в компанию. Вообще я многим обязан компании McKinsey и людям, с которыми там работал. Со многими я поддерживаю дружеские отношения и по сей день.

Я выбрал Гарвард, а не Стэнфорд или Уортон, по совету старшего партнера McKinsey из-за трех основных факторов. Во-первых, известный брэнд и высокая репутация школы в мире бизнеса. Во-вторых, обширная и хорошо организованная сеть выпускников. В-третьих, методика обучения, которая требует от студентов активного участия в обсуждении учебного материала.

Первый курс

Проработав еще год, я прибыл в Бостон в конце августа 1995-го года в состоянии легкой эйфории и в предвкушении новой интересной жизни. Мне еще не исполнилось двадцати пяти, и казалось, что теперь весь мир у моих ног.

Одним из первых впечатлений был кампус – аккуратные, в стиле девятнадцатого века красно-белые здания утопали в зелени деревьев и газонов. Чувствовалась атмосфера спокойствия и сосредоточенности. Мне так понравилось в кампусе, что я в итоге прожил там в общежитии оба года.

Из разговоров с коллегами перед отъездом в бизнес-школу у меня сложилось впечатление, что в Гарварде процветает жесткая конкуренция между студентами, а учиться довольно трудно из-за большой нагрузки и непривычной системы обучения. Наверное, большинство читателей знает, что Гарвард известен своей методикой обучения на основе «кейсов», или примеров реальных ситуаций из мира бизнеса. Прочитав эти 20-30-страничные материалы, студенты в группах по 80-90 человек обсуждают их в классе. При этом в большинстве случаев редко имеется единственный правильный ответ, или даже полная информация для принятия решения. Мне, привыкшему к дидактичному методу российского образования, было довольно непривычно поначалу, но к середине первого семестра я приспособился. На первом курсе в Гарварде – обязательная программа, одинаковая для всех студентов, и многое из того, что мы проходили, мне уже было известно по предыдущей учебе и опыту работы, так что собственно учеба не была очень интересной.

Однако, как я потом понял, учеба не является самым интересным или полезным аспектом пребывания в Гарварде. Главное – это общение с людьми: однокурсниками, преподавателями или приглашенными лекторами из мира бизнеса. От них можно узнать не меньше, чем из учебников. Деловые и личные контакты окажутся в будущем гораздо нужнее, чем знания, тебе уже известные, либо те, что забудешь вскоре после окончания или получишь на более профессиональном уровне на будущей работе. Поэтому я бы советовал будущим студентам как можно больше общаться вне занятий. Благо, для этого есть масса возможностей: клубы по интересам, конференции, спортивные соревнования, разного рода вечеринки и т.д. Я немного утрирую – конечно же, многое из того, чему я учился, расширило кругозор и дало общую базу понимания экономики и бизнеса.

Система оценок в Гарварде такова, что студенты оцениваются по отношению друг к другу. По каждому предмету лучшие 20% класса получают высший балл – единицу, а худшие 10% - тройку. Остальные 70% «середнячков» - двойку. Такая система, безусловно, стимулирует соперничество между студентами. Однако, вопреки ожиданиям, все оказалось не так страшно, как мне представлялось – между однокурсниками складывались дружеские отношения, а учиться было вполне по силам. Еще один стереотип о Гарварде – это то, что все, кто туда поступил – «семи пядей во лбу», что тоже не подтвердилось. Большинство – такие же, как основная масса студентов любых других вузов, и лишь 5-10% действительно выделяются на общем фоне. На мой взгляд, характерной чертой, которая отличает студентов Гарварда, является высокий уровень амбиций (в хорошем смысле) – большинство студентов хочет добиться больших высот в бизнесе, а школа активно поощряет это стремление «to make a difference».

В первом семестре довольно много времени уходило на учебу, а также на спорт – я выступал за школу на соревнованиях по футболу и волейболу. Вообще, в кампусе постоянно происходило столько интересного, что времени на всё катастрофически не хватало. Как я позже осознал, я недостаточно серьезно подошел к процессу поиска летней практики. Действительно, я не был уверен, хочу ли вернуться обратно в консалтинг, и вообще, чем заниматься после школы. Хотелось многое попробовать. Большинство же компаний, нанимающих студентов на летнюю практику, хотят видеть кандидатов, которые уверены в том, что хотят работать именно на данную компанию, и могут это обосновать. Поэтому я бы советовал студентам заранее очень серьезно готовиться к каждому собеседованию с каждой компанией: изучать бизнес компании, ходить на презентации, говорить с выпускниками Гарварда, работающими в этих компаниях, репетировать ответы на стандартные вопросы. В итоге я нашел летнюю практику только к концу первого курса, но зато сразу в двух компаниях – в инвестиционном банке и в инвестиционном фонде.

Второй курс

В начале второго курса я впервые в жизни ощутил новое для себя чувство – свободы выбора того, чем я хочу заниматься и где хочу жить. Я открыл для себя все многообразие дорог, которые мог бы выбрать по окончании школы...

При подготовке статьи использованы материалы Begin.ru

Источник изображения: hbs.edu

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
Ну есть версия, что у Александра I были какие-то личные обязательства перед иностранными сторона...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.