Маркетинг34457

Как организовать обучение по IT-продукту

Как понять, что пользователю IT-продукта необходим курс обучения, и с чего начать его создание?

За последние годы на отечественном рынке появилось большое количество российских программных и технических разработок. Но многие компании обнаружили, что новых пользователей больше не становится, а уже имеющиеся клиенты не всегда довольны, и как правило – поскольку не до конца знакомы с функционалом продукта. Обучение поможет не только познакомить клиентов с продуктом, но и привить пользовательские привычки.

Какие задачи решает обучение

Обучение требуется не всегда, но есть маркеры, которые укажут, что оно нужно. Каждый продукт обладает своими уникальными свойствами и функционалом. Столкнувшись с ними впервые, пользователь может испытать трудности в использовании. И если затруднений слишком много или некоторые функции требуют пояснений, то необходимо организовать специальный обучающий курс. 

1. Инструкция для пользователя

Курс должен, прежде всего, помочь разобраться с продуктом — рассказать обо всех функциях, даже неочевидных, упростить использование. Организовать обучение для пользователей точно стоит, если ваш продукт:

2. Улучшение пользовательского опыта

Разработчикам и дистрибьюторам стоит акцентировать внимание на укреплении лояльности заказчиков. Тренинги позволяют познакомить персонал со всеми возможностями сложного ИТ-решения. И чем увереннее сотрудники знают продукт, тем оперативнее они решают клиентские проблемы. 

3. Эффективный онбординг

Познакомить новых сотрудников с рабочей инфраструктурой или рассказать о новом продукте, на который переходит отдел в результате импортозамещения, также поможет курс. Он позволит сотрудникам адаптироваться к переменам, не нарушая рабочие процессы компании. Процесс обучения лучше начать с составления брифа и написания технического задания. Чтобы разработка курса на этом этапе прошла успешно, важно: 

 4. Кастдев

Кастдев (от англ. сustomer development, сокращенно custdev) — исследование потребностей клиента при помощи опросов, качественных (глубинных) интервью. Инсайты от пользователей позволяют создавать, проверять и оптимизировать продукт.

Подобные исследования помогают выяснить потребности сотрудников в той или иной программе обучения. Опрос пользователей продукта поможет выявить его слабые места, непонятные и сложные функции, а также проследить пользовательский путь внутри интерфейса, и в результате — создать полезное и понятное обучение. 

Какие форматы можно использовать для обучения 

Для обучения сложному IT-продукту оптимальны тренинги или семинары, поскольку они помогают развить конкретные навыки за короткий срок. Лекции — теоретический и традиционный формат, неподходящий для быстрого усвоения практической информации. К тому же пассивное слушание зачастую приводит к плохому запоминанию данных и нежеланию задавать дополнительные вопросы. 

Как выбрать методологию обучения

Разработка курса начинается с выбора верхнеуровневого алгоритма проектирования, их еще называют моделями проектирования. Они помогают организовать и структурировать процесс создания курса, описывают не только то, как разрабатывается образовательная программа, но и как выстраивается процесс работы над курсом.

Самих моделей много:

Каждая модель предполагает прохождение последовательности действий:

Обратите внимание, как пользователи проходят обучение, какие задания им понятны, полезны, а какие вызывают сложности. Важно замерять результаты и получать обратную связь от учеников, чтобы со временем сделать курс более интересным и эффективным. 

Чем сложнее продукт, тем комплекснее и объемнее будет материал для обучения. Если обучение предстоит пройти большому количеству слушателей и пользователей, а курс нужно дополнять и обновлять, тогда понадобиться привлечь экспертов, отлично знающие ваше решение: 

Среди последних должны быть те, кто уже используют этот продукт, и те, кто работают с альтернативными решениями.

Я рекомендую всегда включать в команду разработки обучения методистов, продюсера для работы с видеопродакшном (если вы делаете асинхронный курс или планируете включить видео), монтажера, оператора и дизайнеров.

Методические принципы, которые стоит применять

Заключение

Обучение IT-продукту – важный этап в построении долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентом. Оно может помочь повысить не только конкурентные преимущества на рынке, но и вовлеченность и лояльность персонала. Создание выверенных и грамотных курсов по продукту сможет удержать текущих заказчиков и привлечь новых.

Читайте также:

Смотреть комментарии