HR-менеджмент10134106

Как привлечь в компанию топ-менеджера с предпринимательским мышлением

В каких случаях компании будет полезен руководитель с предпринимательским мышлением? Как его заинтересовать, если вы не «Яндекс»?

Управленцы-предприниматели нередко являются желанными кандидатами для компаний. Согласно исследованию сервиса «Авито Услуги», собственный бизнес хотели бы открыть 48% россиян, а значит, соискатели с предпринимательским мышлением на рынке труда существуют. Тем не менее многие из них предпочитают продуктовые корпорации с большим именем, которые могут предложить им большие масштабы, имидж и ресурсы.

Предприниматель vs Наемный сотрудник

Под предпринимателем необязательно понимается человек с практическим опытом ведения бизнеса. В первую очередь важен соответствующий образ мышления.

Сравним, как мыслят классический наемный сотрудник и предприниматель.

Очевидно, что такой сотрудник не толерантен к авторитаризму в компании. Зато он целиком ориентирован на бизнес и зарабатывает деньги не только для себя, но и в первую очередь для компании.

Когда полезен руководитель с предпринимательским мышлением

Компаниям, которым важна стабильность в процессах и результатах, например, в сфере производства или в госсекторе, предприниматели, как правило, не нужны. Там, где действуют жесткие регламенты и сотрудники ограничены в принятии решений, тестировать гипотезы и внедрять новые подходы вряд ли получится.

Топ-менеджер с предпринимательским мышлением уместен в динамичной среде, когда процессы подвижны и изменения происходят очень быстро. Это могут быть стадии запуска нового направления с нуля, активного роста компании или период кризиса. В высококонкурентных сегментах такие руководители становятся ядром бизнеса и определяют его успех.

Чтобы предпринимательское мышление приносило компании пользу, а не вред, в коллективе должна быть свобода для маневров и экспериментов. Вместо того чтобы регламентировать процессы, лучше обозначать сотрудникам нужные результаты и доступные ресурсы.

В такой среде совершенно необязательно должны работать только предприниматели — разные стили управления часто дополняют и усиливают друг друга, причем не только в рамках всей компании, но иногда и в одном подразделении.

Зачем предпринимателю идти в наем

Причины, по которым уже состоявшиеся или латентные предприниматели идут в наем, могут быть следующими:

Важно, чтобы работа в найме в целом не противоречила жизненной позиции предпринимателя. Тогда решение вернуться в наем будет приниматься на основе оценки конкретной позиции, компании, зон ответственности и потенциальных выгод.

Как распознать истинного предпринимателя и удержать его

Нанимая такого кандидата в топ-менеджмент, важно внимательно оценивать его стиль мышления и поведенческие паттерны на всех этапах переговоров и онбординга.

Настоящий предприниматель высоко мотивирован и не приемлет авторитарный стиль управления. Такие люди привыкли улучшать бизнес-среду и самостоятельно управлять изменениями — из-за внутреннего локуса контроля они считают себя первопричиной всего, что с ними происходит.

В диалоге они занимают проактивную позицию, предлагают варианты действий и решения проблем. При этом они слушают все мнения и искренне стараются понять позицию собеседника.

В найме предпринимателю интересно не администрировать процессы, а вносить реальные изменения в бизнес. И, соответственно, влиять на собственный доход. Фиксированная оплата ему не подойдет — размер заработка должен зависеть от результата. Поэтому часто применяют модель мотивации, при которой часть дохода формируется через опцион от бюджета отдела или объема продаж.

Как это работает на практике

На первый взгляд кажется, что людям с предпринимательским мышлением прямая дорога в продуктовые компании, где есть стабильность и ресурсы, налажены бизнес-процессы и создан прочный имидж, особенно если речь идет о таких гигантах, как «Яндекс». Из-за этого многие топ-менеджеры с предпринимательским мышлением если и идут в найм, то в продукт.

На самом деле проявить себя на стороне продукта предпринимателям часто мешает бюрократия: зависимость от стейкхолдеров, устоявшиеся бизнес-процессы, жесткие регламенты и KPI, а также узкая зона экспертизы и ответственности (отвечаешь не весь мост, а за одну гайку на нем).

Если в продукте сложно изменить систему, формировавшуюся годами, то в сервисной компании гораздо проще вносить свои идеи и корректировки. Например, мы, не будучи корпорацией или продуктом, стараемся подсвечивать преимущества сервисной компании:

За высокий уровень свободы предприниматель несет и большую ответственность, однако если его интересы удастся вписать в цели и метрики бизнеса, то заработают обе стороны.

Заключение

Таким образом, чтобы привлечь и удержать управленца с предпринимательским мышлением, важно:

Главное — дать предпринимателю возможность направить свою энергию в созидательное русло. Там, где в приоритете жесткая регламентированность и стабильность, он заскучает и окажется неэффективен.

А вы нанимаете кандидатов с предпринимательским мышлением? Поделитесь вашим опытом в комментариях!

Читайте также:

Смотреть комментарии