HR-менеджмент496426

Как сформировать эффективный рабочий коллектив

Как организовать группу разных специалистов, чтобы люди объединились вокруг целей компании и совместно достигали нужных результатов?

Для создания качественного продукта с минимальными издержками любой бизнес нуждается в людях. А люди – это коллектив. Эта логическая цепочка позволяет легко отследить зависимость прибыли компании от коллектива.

Почему надо работать над созданием коллектива

Бывает так, что есть набор отдельных людей, каждый из которых является профессионалом и просто хорошим человеком, но работая совместно, они не выдают достойного результата, а отвлекаются на выяснение отношений между собой или с руководством, что идет в ущерб рабочему процессу. Все потому, что они не сформированы в коллектив. Почему коллектив надо формировать, почему нельзя дать коллективу развиваться самостоятельно, естественным образом? Потому что результат может быть непредсказуемым и вероятно окажется далек от того, что нужно для компании.

Коллективы можно условно разделить на стихийные и организованные. Стихийно может сложиться неформальный дружеский коллектив, из людей с близкими интересами и взглядами. Члены такого коллектива принимают в него тех, кого хотят и не принимают тех, кого не хотят, такой принцип не подходит для эффективного рабочего коллектива.

Рабочий же коллектив является вынужденным и формируется не согласно личным предпочтениям его членов, а согласно видению руководства и для решения конкретных задач, то есть является организованным. Это собранный и упорядоченный состав людей с разными навыками, ролями, но подчиненный конкретному порядку, определяющему совместную работу и способный действовать согласно плану. Как раз то, что нужно для эффективной работы.

Кто должен работать над созданием коллектива

Основной руководитель должен постараться, вложить знания, опыт, проявить терпение и чувство такта и взрастить коллектив. Потому что именно в руках руководителя сосредоточены инструменты для работы над созданием коллектива: возможность принимать кадровые решения, привлекать и увольнять сотрудников, совершать ротации, создавать и менять структуру. Также он несет ответственность за эффективность работы компании в целом.

С чего следует начать формирование коллектива

В самом начале необходимо подготовить хотя бы первичный вариант внутренней организационной структуры компании, где прописан состав организации, иерархия, а также функции сотрудников. Она должна отражать реальное положение дел, вовремя обновляться, быть в свободном доступе для всех сотрудников. Это позволит минимизировать, а в идеале, исключить трату времени на выяснения – кто что должен делать.

В компании должны быть четко сформулированные и зафиксированные правила, по которым  предстоит работать, а сотрудники обязаны их знать, а также критерии оценки деятельности коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Наличие правил дает сотрудникам чувство стабильности, надежности и демонстрирует, что все процессы продуманы. Важно, чтобы правила были адекватными, обоснованными, и обязательны к исполнению абсолютно для всех членов коллектива, включая руководство.

Цели компании должны быть четко и ясно сформулированы, должны быть адекватными, близкими и понятными всем. Приведу примеры.

Как руководителю вести ежедневную работу с коллективом

Работа с коллективом не заканчивается его формированием. О чем важно помнить руководителю, и какие принципы соблюдать в процессе жизнедеятельности коллектива? Вот основные тезисы:

Выводы

Это была минимальная основа для построения эффективного коллектива. Как вывод можно сформулировать следующее: прежде чем что-то ожидать от людей, руководитель должен изначально, для себя, определиться, что он хочет получить. После этого оформить свое видение в свод правил и организационную структуру, ознакомить с ними сотрудников, и следить за соблюдением и соблюдать самому, то есть служить примером. И главное, с уважением относиться ко всем участникам процесса, это точно даст положительную отдачу.

Также читайте:

Смотреть комментарии